Программы

ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «МЭРИ ПОППИНС»

Домодедово, 2023

 

 Дополнительная общеобразовательная программа –

 

дополнительная общеразвивающая программа

 

«ПАЛИТРА»

 

(стартовый уровень)

 

 

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ: 7-14 лет

 

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 144 учебных часа

 

 

 

 

                                                                               Автор-составитель:

Фомичева Валерия Валерьевна, педагог

                                                                 дополнительного образования

 

 

 

                                                                            Пояснительная записка

 

         Программа «Палитра красок» создана на основе авторской программы по изобразительному творчеству Тягова Е.А. «Путь к творчеству». Программа имеет художественно-эстетическую направленность.                                                  

Цель программы – создать условия для раскрытия творческого потенциала ребенка через освоение разносторонних умений в художественной деятельности.

Обучающие задачи:

  • Формирование специальных знаний по предмету

   (основы жанровой композиции, основные законы компоновки предметов на  плоскости, основные законы перспективы, цветовое решение, художественные термины).

  • Приобретение технических знаний, умений и навыков, необходимых для   творческого процесса в изобразительном творчестве.
  • Формирование основных живописных и графических приемов работы художественными материалами.

 Воспитательные задачи:

  • Приобщение детей к общечеловеческим        ценностям, истокам русской  культуры.
  • Формирование художественного вкуса, способности видеть и                                    чувствовать красоту и гармонию.
  • Воспитание интереса и любви к искусству и изобразительной деятельности;
  • Формирования нравственно-личностных качеств

 Развивающие задачи:

  • Развитие творческих способностей, пространственного мышления, образного восприятия и воображения.
  •  Расширение ассоциативных возможностей мышления, развитие творческого  потенциала личности.

Принципы программы: доступность, систематичность и последовательность, наглядность

   Актуальность программы заключается в то, что методическая система обучения дает возможность использовать силу воздействия различных изобразительных искусств в их комплексе для формирования художественно-эстетической воспитанности личности обучающегося.

   Новизна программы состоит в том, что наряду с привычными материалами, используемыми в изобразительном искусстве (мелки, акварель, гуашь) применяются нетрадиционные техники (витраж, марморирование, граттаж, монотопия).

         Занятия по изобразительному искусству представляют неиссякаемые возможности для развития личности детей. Встречи с искусством, видение прекрасного в жизни, радость от осознания красоты – все это воздействует на ум, душу ребенка, обогащает его духовный мир.

 

 

Адресат программы. В студии занимаются дети от 7 до 14 лет

1-ый год обучения – от 7 до 9 лет

2-ой год обучения – от 8 до 10 лет

3-ий год обучения – от 10 до 14 лет

Каждый из годов обучения своеобразный этап не только освоения теоретических и практических основ изобразительной деятельности, но также этап развития личности ребенка, его творческих способностей. Дети, поступающие впервые, но имеющие способности в изобразительном творчестве, по предъявлению своих работ, могут быть зачислены на второй год обучения.

 

         Занятия 1-го года обучения направлены на развитие умения удивляться многообразию видимого мира, на активизацию наблюдательности, на формирование начальных навыков метафорического мышления – образной активности восприятия, умения пользоваться доступными материалами – карандашом, акварелью, гуашью. Дети знакомятся с правилами компоновки предметов на плоскости, с выразительными возможностями материалов.

         На 2-ом году обучения закрепляются знания о жанрах живописи, о линейной и воздушной перспективе. Продолжается овладение выразительными возможностями различных материалов.

3-ий год обучения – завершающий, он закрепляет все полученные представления, знания и умения. Он отличается усложнением аналитической работы учащихся, повышением уровня выполнения заданий (техника, замысел), уровня самостоятельности в выборе сюжета и технике исполнения. Учащиеся сознательно воспринимают такие понятия как единство и равновесие в расположении частей, гармоничное сочетание света, колорит, ритм, построение в рисунке. Ученик самостоятельно и осознанно строит свою картину, раскрывая сюжет, выделяя главное, находя для него наиболее выразительные технические средства.

          Программа предполагает включение учащихся в различные виды деятельности: репродуктивную, поисковую, художественную, творческую, познавательную и др.

 

 

Принципы программы: доступность, систематичность и последовательность, наглядность.

 Объем и срок освоения программы: Программа по изобразительному творчеству рассчитана на 3 года обучения (144 часа в год)

Режим занятий: занятия проводятся два раза в неделю, по 2 учебных часа.

Форма обучения очная.

Программа дает ориентировочное распределение учебных часов, при необходимости могут вноситься изменения.

          Программа предусматривает доступные для детей и достаточно разнообразные формы обучения:

  1. Рисование с натуры
  2. Рисование по представлению
  3. Работа с художественной и научно-популярной литературой
  4. Использование репродукций картин известных художников
  5. Беседы.
  6. Экскурсии.
  7. Участие в конкурсах,
  8. Оформление выставок.
  9. Игры, викторины.

На занятиях широко используются наглядные пособия, образцы выставочных работ детей и взрослых, показ слайдов, фрагменты музыкальных произведений.

 

Ожидаемые результаты

 

По итогам первого года обучения обучающиеся должны:

 

  1. Иметь представление о художниках, чье творчество связано с природой (И. Шишкин, И. Айвазовский, И. Левитан, Н. Рериха, и т.д.)
  2. Знать жанры изобразительного искусства.
  3. Знать особенности архитектуры своего города.
  4. Знать основные особенности декоративного искусства.

4.  Уметь пользоваться кистью, красками, карандашом.

5.  Наблюдать натуру с целью передачи в рисунке ее особенностей.

6.  Полностью использовать лист бумаги для построения композиции.

7.  Учитывать взаимное расположение предметов в рисунке, передавать смысловые связи между предметами.

8.  Передавать выразительные особенности формы и размеры предметов.

9.  Передавать в рисунке на листе бумаги ближние и дальние предметы.

10. Названия основных и составных цветов.

11.Уметь рисовать отдельные элементы зданий и фрагментов городского пейзажа.

12.Уметь  передавать  в рисунке характерные  формы животных, движения,       

      характер.

13.  Уметь строить композицию.

14.  Иметь представление о портрете, его видах. Портрет в живописи и литературе.

15. Знать жанр натюрморт, виды натюрмортов.

16. Уметь выполнять натюрморты в различных живописных техниках.

17.Владеть приемами  городецкой росписи.

 

По итогам второго года обучения:

 

  1. Уметь делать по наблюдению с натуры зарисовки отдельных предметов.
  2. Знать выразительные способы натюрморта.
  3. Изображать в натюрморте свет, тень ,полутень.
  4. Уметь выполнять натюрморты в графике.
  5. Цветом передавать пространственные планы (передний, средний, дальний).
  6. Изображать природу и постройки, передавать их расположение в пространстве.
  7. Уметь передавать передний план через цветы.
  8. Использовать в пейзажах светотональные отношения.
  9. Изображать фигуру человека, передавать характер движения.
  10. Знать роль цвета в портрете.
  11. Знать пропорции человека.
  12. Уметь рисовать портреты.
  13. Передавать свое отношение к изображаемым событиям, используя возможности композиции, рисунка, цвета.
  14. Знать искусство Жостово, Гжели, Городца, уметь применять их на листе.
  15. Знать о взаимосвязи формы, конструкции и декора в произведениях декоративно-прикладного искусства;
  16. Вести работу поисковую работу по поводу репродукций, рассказов об искусстве.
  17. Уметь работать в  технике «монотопия»

 

По итогам третьего года обучения:

 

  1. Применять технические умения и навыки.
  2. Знать линейную и воздушную перспективу.
  3. Уметь рисовать элементы зданий.
  4. Знать виды пейзажей.
  5. Уметь рисовать пейзаж в различных техниках.
  6. Знать художников маринистов, их творчество.
  7. Уметь передавать в рисунке пропорций, очертания, общего пространственного расположения, цвета.
  8. Уметь рисовать животный мир.
  9. Знания о средствах выразительности.
  10. Уметь строить композиция.
  11. Знать виды художественной деятельности.
  12. Знать анатомию человека.
  13. Уметь рисовать фигуру человека.
  14. Знать виды натюрмортов.
  15. Знать что такое витраж и уметь его выполнять.
  16. Уметь работать в технике  монотопия.
  17. Знать что такое марморирование и уметь в этой технике выполнять работы.

 

 

По итогам 3-х лет обучения по программе «Палитра» обучающиеся приобретут следующие знания и умения:

  1. Технические знания и умения:
  • Работая карандашом: умение использовать линии с различным нажимом, пятна, штриховку для создания выразительной композиции.
  • Работая акварелью: применение различных приемов – вливание цвета в цвет, растяжение цвета, лессировка, по сырому.
  • Работая гуашью: использование различных способов наложения цветового пятна.

 

2. Знания о средствах выразительности:

  • Цвет: умение использовать цвет для передачи настроения, состояния выделения главного.
  • Линия: использование различных по характеру линий для передачи выразительности образа.
  • Контраст: использование цветового и тонового контрастов, контрастов величин.
  • Колорит: гармоничное сочетание, взаимосвязь.

 

3. Композиция:

  • Владение средствами выразительности: самостоятельный выбор совокупности выразительных средств.
  • Смысловая связь элементов: изображение предметов в логической взаимосвязи.
  • Передача пространственного положения объектов: владение знаниями о воздушной и линейной перспективе. Выбор точки зрения.

 

4. Виды художественной деятельности:

  • «Рисование с натуры»: передача характерных особенностей, локального цвета предмета, его изменений на свету, в полутени, в тени.
  • Рисование на темы: самостоятельность, оригинальное композиционное решение. Самостоятельный выбор совокупности выразительных средств.
  • Декоративное рисование: умение создавать декоративный образ. Зрительное равновесие цвета и формы.

 

5. Уровень развития мыслительной деятельности.

  • Образное мышление: создание ярких выразительных образов.
  • Воображение: творческая активность, фантазия. Создание оригинальных образов

 

Формы аттестации: промежуточная, итоговая  аттестация - викторина

 

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитическая справка по результатам мониторинга

 

Материально-техническое обеспечение:

Для проведения занятий по различным направлениям и массовых мероприятий используются соответствующие помещения и материально-техническое оснащение учреждения.

Перечень оборудования учебного помещения и материалы:

-        парты,

-        стулья,

-        доска,

-        плотные шторы.

-        учебные пособия и таблицы,

-        объяснительно-иллюстративный материал,

-        изделия народных промыслов,

-        репродукции картин,

-        натюрмортный фонд.

 

Перечень технические средства обучения:

-       магнитофон; компьютер.

 

Наглядные пособия, используемые на занятиях педагогом

 

         1.        Предметы быта  (посуда)     

         2.          Растения (живые цветы, фрукты, ягоды, овощи, ветки деревьев)

         3.         Репродукции картин, открытки, фотографии

         4.         Детские работы из фонда студии

         5.         Презентации

 

Перечень материалов для обучающихся

  1. Папка для рисования – 1 шт.
  2. Папка для акварели – 1 шт.
  3. Краски акварель – 1 кор.
  4. Краски гуашь – 1 кор.
  5. Кисти «Белка» - по 1 шт.
  6. Карандаши простые М, 2М – по 2 шт.
  7. Ластик – 2 шт.
  8. Палитра

             9.       Пастель-1 уп.

            10.      Набор гелиевых ручек

 

Учебный план

1-ый год обучения (144 часа)

от 7 до 9 лет

 

п/п

Название раздела,

темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

1

1

Опрос

2

Архитектура в искусстве. Мой город

16

2

14

Выставка

3

Природа вокруг нас

30

4

26

Конкурс рисунков

4

В мире животных. Домашние животные. Обитатели морей.

18

2

16

Выставка

5

Красота человека в произведениях художников

10

2

8

Выставка

6

Красота вещей

32

6

26

Выставка

7

Декоративное рисование

20

4

16

Конкурс рисунков

8

Свободная тема

10

-

10

Выставка

9

Экскурсии

4

-

4

Беседа

10

Итоговое занятие

2

-

2

Викторина

 

Итого:

144

21

123

 

 

 

 

Содержание учебного плана

1-ый год обучения

 

 

  1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с разными техниками изобразительного искусства. (2 часа)

 

  1. Архитектура в искусстве. (16 часов)

Темы:

     В городе осень.

     Церковь.  

     В парке.

     Наш город.

 Церковь.

 Бабушкин домик.

 Моя комната.

     Улица.

Теоретическая часть.  Беседа. Экскурсия по городу, чтение стихов местных поэтов. Игра «Я Домодедовец».

Практическая часть. Зарисовка отдельных элементов зданий и фрагментов городского пейзажа. Планировка комнаты.

Материалы. Карандаш, гуашь, акварель, восковые мелки и ручки.

 

  1. Природа вокруг нас. (30 часов)

Темы:

  • Сказочный лес.
  • Картина-пейзаж.
  • Осенний пейзаж.
  • Зимний пейзаж.
  • Жанры изобразительного искусства.
  • Окно в сказку.
  • Новогодняя елка
  • Зимний вечер.
  • Подарок Дед Морозу.
  • Волшебные краски.
  • Морской пейзаж
  • Речка.
  • Различные техники рисования пейзажа
  • Весенний ручьи.
  • Ель-красавица.

 

Теоретическая часть. Беседа о жанрах пейзажа и о средствах художественной выразительности живописи (воздушная перспектива, колорит, линия горизонта. пространство). Просмотр репродукций картин известных художников-пейзажистов.

Практическая часть. Зарисовка деревьев и листочков. Построение композиции.  Материалы. Карандаш, гуашь, акварель, восковые мелки и ручки.

 

  1. В мире животных. Домашние животные. (18 часов)

Темы:

  • Животные.
  • Построение композиций «В зоопарке».
  • Выполнение композиции в цвете.
  • Подводный мир..
  • Кошка.
  • Домашние животные.
  • Фантастические птицы и бабочки.
  • Морское дно.
  • Царство рыб.

 

Теоретическая часть. Просмотр фотографий и изображением животных.

Составление рассказов о животных. Знакомство с анималистическим жанром в искусстве.

Практическая часть. Передача в рисунке характерной формы животных, движения, характер.

Материалы. Карандаш, гуашь, акварель, восковые мелки и ручки.

 

  1. Красота человека в произведениях художников. (10 часов)

Темы:

  • Портрет мамы
  • Портрет в графике – рисунок.
  • Что такое карикатура?
  • Портрет Дед Мороза
  • Портрет снегурочки

 

Теоретическая часть. Понятие о портрете. Виды портретов. Портрет в живописи и литературе. Что такое карикатура? Зарисовки.                                           

Практическая часть. Портрет в графике – рисунок. Композиция «Мой двор»

Материалы. Карандаш, гуашь, акварель, восковые мелки и ручки.

 

  1. Красота вещей. (32 часов)

Тема:

  • Натюрморт как один из жанров живописи. Красота окружающих человека вещей. Виды натюрморта.
  • Зарисовка овощей и фруктов
  • Натюрморт
  • Натюрморт в карандаше
  • Натюрморт «Тарелка с фруктами».
  • Натюрморт в технике «мозаика»
  • Виды натюрмортов
  • Предметный натюрморт
  • Натюрморт в технике «лисировка». В холодном цвете.
  • Натюрморт в технике «лисировка».В теплой гамме.
  • Декоративный натюрморт
  • Тематический натюрморт
  • Натюрморт «Весенние цветы».
  • Кувшин.
  • Цвет в натюрморте.
  • Цветы на столе
  • Красота вещей.

 

Теоретическая часть. Натюрморт как один из жанров живописи. Красота окружающих человека вещей. Виды натюрморта.

Практическая часть. Выполнение натюрмортов различных вариантов (предметный, с фруктами и овощами, цветами). Натюрморт в технике «мозаика».

Материалы. Карандаш, гуашь, акварель, восковые мелки и ручки.

 

  1. Декоративное рисование. (20 часов)

Тема:

  • Декоративно-прикладного творчество
  • Зарисовка птиц.
  • Зарисовка цветов
  • Эскиз доски.
  • Роспись доски
  • Праздничная открытка.
  • Афиша цирка.
  • Городецкая роспись.
  • Орнамент
  • Продолжение работы.  Орнамент.

 

Теоретическая часть. Беседы о древних народных образах, символике цвета и формы, народном орнаменте, традициях, обрядах, украшении жилища, одежды. Посещение городского музея.

Практическая часть. Зарисовка предметов быта с элементами Городецкой росписи. Материалы. Карандаш, гуашь, акварель, восковые мелки и ручки.

 

  1. Свободная тема. (10 часов)

Тема:

  • Юный художник
  • Каникулы.
  • Открытка к 8 марта.
  • Открытка к 23 февраля.
  • Плакат к празднику.

 

Теоретическая часть. Беседа о праздниках и мероприятия проводимых в объединении.

Практическая часть. Рисование на тему выбранную детьми.

Изготовление праздничных открыток, афиши циркового представления.

Материалы. Карандаш, гуашь, акварель, восковые мелки и ручки.

 

  1. Экскурсии. ( 4 часа)

Посещение городского краеведческого музея. Изучение работ художников.

 

  1. Итоговое занятие (2 часа)

Неотъемлемая часть обучающегося процесса, способствующие развитию у детей инициативы, коммуникативных качеств, ответственности.

 

 

          Уровни дифференциации.                                           

В зависимости от индивидуальных особенностей учащихся можно разделить на следующие группы:

-         в первую группу (слабая) включают учащиеся, имеющих слабую подготовку к изобразительной деятельности. В их работах можно обнаружить грубые ошибки. К этой группе относятся также дети с неразвитым художественным вкусом и творческим воображением.

-         во вторую группу (среднюю) включают учащихся, у которых работы не имеют грубых ошибок, но невыразительны. Задачи, поставленные учителем, выполняются не всегда. К этой группе относятся дети со слабо развитым художественным вкусом, творческим воображением.

-         третью группу (сильную) составляют дети, имеющие способности, а также некоторые умения и навыки в изобразительной деятельности. Работы детей этой группы интересны композиционно и живописно. Задачи, поставленные учителем, выполняются. Дети любят рисовать на свободные темы, проявляют богатую фантазию.

По каким же ещё принципам распределяются учащиеся в группы:

1.    Оригинальный. Заметно стремление передать на рисунках действия (движения) или чувства изображенных персонажей. Темы, сюжеты и отдельные изображения редко встречаются у детей этого возраста. (Сильная группа)

2.    Необычный.   Замысел редко повторяется на рисунках детей только этой группы. По рисункам заметно стремление передать действие (движение). Тема, сюжет, изображения редко повторяются у других детей. (Средняя группа)

3.    Интересный.  Замысел повторяется на рисунках других учеников класса, но отдельные изображения передают движение, жестикуляцию, действия, которых нет на рисунках уровня «обычный». (Средняя группа)

4.    Обычный.  Замысел часто повторяется у нескольких учеников или часто встречается у детей этого возраста. Без словесных пояснений рисунки непонятны. (Слабая группа)

В соответствии с уровнем дифференциации в практической части задания для

1 группы: задания более простые и выполняются в несколько этапов.

2 группы: задания среднего уровня, с более сложными элементами и цветовой гаммой.

3 группы: задания более сложные по композиции, выполнения в цветовой гамме самостоятельное.

 

 

 

Учебный план

2-ой год обучения (144 часа)

от 8 до 10 лет

 

п/п

Название раздела,

темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

1

1

Опрос

2

Архитектура в искусстве. Моя Москва

10

2

8

Выставка

3

Природа вокруг нас

30

4

26

Конкурс рисунков

4

В мире животных. Дикие животные

18

2

16

Выставка

5

Красота человека в произведениях художников

30

6

24

Выставка

6

Красота вещей

18

2

16

Выставка

7

Декоративное рисование

18

4

14

Конкурс рисунков

8

Свободная тема

12

-

12

Выставка

9

Выставки, экскурсии

4

-

4

Беседа

10

Итоговое занятие

2

-

2

Викторина

 

Итого:

144

21

123

 

 

 

Содержание учебного плана

2-ой год обучения

 

1.  Вводное занятие Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с разными техниками изобразительного искусства. (2 часа)

 

2.Архитектура в искусстве. (12 часов)

Тема:

  • Знакомство с архитектурой в искусстве.
  • Правила линейной и воздушной перспективы.
  • Композиционные основы.
  • Дом снаружи и внутри.

Теоретическая часть. Просмотр фотографий с изображением исторических памятников. Знакомство с архитектурой в искусстве. Правила линейной и воздушной перспективы.

Практическая часть. Зарисовка зданий или их фрагментов, мостов, оград, фонарей.

Материалы. Карандаш, гуашь, акварель, восковые мелки и ручки.

 

3. Природа вокруг нас. (30 часов)

Тема:

  • Золотая осень.
  • Многоплановый пейзаж.
  • Пейзаж
  • Березовая роща.
  • Передний план через цветы.
  • Этюд по представлению
  • Пейзаж в технике раздельного мазка.
  • Что сделал художник на улицах моего города.
  • Изучение художников-пейзажистов
  • Копия работы известного художника-пейзажиста
  • Зарисовки растительного мира.
  • Красавица зима.

 

Теоретическая часть. Анализ произведений живописи. Подбор стихотворений о природе. Передача настроения посредством цвета. Светотональные отношения. Многоплановый пейзаж. Пейзаж в технике раздельного мазка.

Виды пейзажа: морской. Вечерний. Раскрытие понятий «марина», «колорит».

Практическая часть. Образ осени – осенний пейзаж. Копия работы известного художника- пейзажиста. Времена года.

Материалы. Карандаш, гуашь, акварель, восковые мелки и ручки.

 

4. В мире животных. Дикие животные. (18 часов)

Темы:

  • Изучение анималистического жанра.
  • Снегири
  • Домашнее животное.
  • Изображаем животных и их мир.
  • Кошка на окошке
  • Рисуем своего любимца.
  • Подводный мир.
  • Работа в цвете. Подводный мир
  • Мой питомец

 

Теоретическая часть. Знакомство с творчеством художников-анималистов. Изучение строения тела, движения животных по фотографиям и репродукциям картин художников.

Практическая часть. Зарисовки животных. Рисуем своего любимца.

Материалы. Карандаш, гуашь, акварель, восковые мелки и ручки.

 

5. Красота человека в произведениях художников. (30 часов)

Темы:

  • Портрет. Жанр изобразительного искусства.
  • Изображение фигуры человека.
  • Портрет снежной королевы.
  • Набросок фигуры человека с натуры.
  • Картина-портрет.
  • Мой друг
  • Моя семья
  • Портрет мамы
  • Портрет с фоном.
  • Карикатура
  • Отдельные зарисовки лица.
  • Я рисую человека
  • Портрет в живописи.
  • Роль цвета в портрете.
  • Семейный портрет.

 

Теоретическая часть. Беседа о красоте человека (внутренний мир и физическая красота). Анатомия человека. Роль цвета в портрете.

Практическая часть. Портрет в графике. Рисование с натуры конкретного человека. Повседневная жизнь человека Картина-портрет. Пропорции и строение человека. Отдельные зарисовки лица, Портрет с фоном. Семейный портрет.

Материалы. Карандаш, гуашь, акварель, восковые мелки и ручки.

 

6. Красота вещей. (18 часов)

Темы:

  • Картина-натюрморт.
  • Цвет в натюрморте.
  • Выразительные способности натюрморта.
  • Виды натюрмортов.
  • Натюрморт в графике.
  • Продолжение работы. Натюрморт в графике
  • Освещение. Свет и тень.
  • Продолжение темы. Освещение. Свет и тень
  • Сирень.

 

Теоретическая часть. Натюрморт как жанр живописи Виды натюрмортов. Выразительны способности натюрморта. Освещение. Свет и тень.  Практическая часть. Картина-натюрморт. Постановка и выполнение натюрмортов различных видов.

Материалы. Карандаш, гуашь, акварель, восковые мелки и ручки.

 

7. Декоративное творчество. (18 часов)

Темы:

  • Древние корни народного искусства.
  • Народный праздничный костюм.
  • Искусство Жостова
  • Продолжение работы. Искусство Жостова.
  • Искусство Гжели.
  • Работа в цвете. Искусство Гжели.
  • Искусство Городца.
  • Выполнение эскиза доски на листе.
  • Искусство Палеха.

 

Практическая часть. Разнообразие видов декоративно-прикладного творчества. Беседы о древних народных образах, символике цвета и формы, народном орнаменте, традициях, обрядах, украшении жилища, одежды.

Практическая часть. Роспись заготовок предметов быта (деревянные ложки, разделочные доски, и т.д.).Искусство Жостова, Гжели, Городца, Палеха..

Материалы. Карандаш, гуашь, акварель, восковые мелки и ручки.

 

8    Свободная тема. (12 часов)

Темы:

  • Карнавальный костюм. Карандаш.
  • Я художик
  • Открытка к Новому году.
  • Праздничная открытка к 8 Марта.
  • Праздничная открытка к 23 февраля.
  • История красок.

Теоретическая часть. Беседа о праздниках и мероприятия проводимых в объединении.

Практическая часть. Рисование на тему выбранную детьми.

Изготовление праздничных открыток, афиши циркового представления.

Материалы. Карандаш, гуашь, акварель, восковые мелки и ручки.

 

9. Выставки. (4 часа)

Итоговые выставки – неотъемлемая часть обучающегося процесса, способствующие развитию у детей инициативы, коммуникативных качеств, ответственности.

 

  1. Итоговое занятие (2 часа)

Итоговые выставки – неотъемлемая часть обучающегося процесса, способствующие развитию у детей инициативы, коммуникативных качеств, ответственности.

 

 

В соответствии с уровнем дифференциации в практической части задания для

1 группы: задания более простые и выполняются в несколько этапов.

2 группы: задания среднего уровня, с более сложными элементами и цветовой гаммой.

3 группы: задания более сложные по композиции, выполнения в цветовой гамме самостоятельное.

 

 

 

Учебный план

3-ий год обучения (144 часа)

от 10 до 14 лет

 

п/п

Название раздела,

темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

1

1

Опрос

2

Архитектура в искусстве. Мой город

8

2

6

Выставка

3

Природа вокруг нас

32

4

28

Конкурс рисунков

4

В мире животных. Домашние животные. Обитатели морей.

18

2

16

Выставка

5

Красота человека в произведениях художников

30

6

24

Выставка

6

Красота вещей

18

2

16

Выставка

7

Декоративное рисование

18

4

14

Конкурс рисунков

8

Свободная тема

12

-

12

Выставка

9

Итоговое занятие

2

-

2

Викторина

 

Итого:

144

21

123

 

 

 

Содержание программы

3-ий год обучения

  1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с разными техниками изобразительного искусства. (2 часа)

 

  1. Архитектура в искусстве. (8 часов)

Темы:

  • Наш город.
  • Линейная и воздушная перспектива.
  • Москва.
  • Архитектурные элементы здания.

 

Теоретическая часть. Обзор городов и исторических памятников нашей страны, просмотр иллюстраций, фотографий. Знакомство с древними городами и архитектурными памятниками (Псков, Новгород, Суздаль, Владимир) Доклад на тему «Древний русский город» по выбору учащихся.

Практическая часть. Коллективная работа «Древний русский город»

Материалы. Карандаш, гуашь, акварель, восковые мелки и ручки.

 

  1. Природа вокруг нас. (32 часов)

Темы:

  • Осенняя сказка.
  • Виды пейзажа.
  • Листопад.
  • Образ березы в искусстве.
  • Береза –символ России..
  • Образ моря- художники маринисты
  • Водопад.
  • Декоративный пейзаж.
  • Рисование пейзажа по представлению.
  • Рассвет.
  • Цветы.
  • Зимнее солнце.
  • Композиция « Зимние забавы»
  • Цвет неба.
  • Весенние ручьи.
  • Продолжение работы в цвете. Весенние ручьи.

 

Теоретическая часть. Природа – удивительное царство красоты. Образ березы в искусстве. Береза  – символ России. Образ моря – художники маринисты.

Практическая часть. Выход на пленэр. Работа по представлению. Разные виды пейзажей.

Материалы. Карандаш, гуашь, акварель, восковые мелки и ручки.

 

  1. В мире животных. (18 часов)

Темы:

  • Лебеди на озере.
  • Я рисую животных.
  • Животные и птицы в жизни людей.
  • Мое любимое животное
  • Работа в цвете. Мое любимое животное.
  • Изучение повадок животных.
  • Кто живет под водой?
  • Работа в цвете. Подводный мир
  • Домашнее животное.

 

Теоретическая часть. Животные и птицы в жизни людей. Просмотр видеофильмов, фотографий. Изучение повадок животных. Передача в рисунке пропорций, очертаний, общего пространственного расположения, цвета.

Практическая часть. Рисование животных и птиц

Материалы. Карандаш, гуашь, акварель, восковые мелки и ручки.

 

  1. Красота человека в произведениях художников. (30часов)

Темы:

  • Автопортрет .
  • Беседа о красоте человека.
  • Анатомия человека.
  • Набросок фигуры человека с натуры.
  • Портрет в графике.
  • Повседневная жизнь человека.
  • Композиция «Двор».
  • Продолжение работы в цвете. Композиция «Двор».
  • Символика цвета в одежде.
  • Шарж.
  • Композиция «Карнавал».
  • Продолжение работы в цвете. Композиция «Карнавал».
  • Человек и профессия.
  • Роль цвета в портрете.
  • Портрет мамы.

 

Теоретическая часть. Беседа о красоте человека (внутренний мир и физическая красота). Анатомия человека.

Практическая часть. Портрет в графике. Рисование с натуры конкретного человека. Повседневная жизнь человека. Композиция «Мама вернулась с работы»

Материалы. Карандаш, гуашь, акварель, восковые мелки и ручки.

 

  1. Красота вещей. (18часов)

Темы:

  • Предметна среда как особое пространство человека.
  • Декоративный натюрморт.
  • Нарциссы в вазе.
  • Композиция в натюрморте.
  • Натюрморт в графике.
  • Продолжение работы. Натюрморт в графике
  • Цветы на окне.
  • Продолжение темы цветы на окне
  • Выполнение натюрмортов различных видов.

 

Теоретическая часть. Предметная среда как особое пространство человека. Практическая часть. Постановка и выполнение натюрмортов различных видов. Натюрморт в графике.

Материалы. Карандаш, гуашь, акварель, восковые мелки и ручки.

 

  1. Декоративное творчество. (18 часов)

Темы:

  • Что такое витраж?
  • Различные техники выполнения витража..
  • «Цветы»
  • Продолжение работы. «Цветы»
  • «Попугай»
  • Продолжение работы. «Попугай»
  • Орнамент.
  • Выполнение эскиза витража на листе.
  • Выполнение витража в цвете.

 

Теоретическая часть. Витраж – один из видов декоративного искусства. Различные техники выполнения витража.

Практическая часть. Выполнение рисунка на стекле. Декоративный орнамент. Рисование цветов и птиц.

Материалы. Карандаш, гуашь, акварель, восковые мелки и ручки.

 

  1. Свободная тема. (12часов)

Темы:

  • На море. 
  • Новогодняя ночь.
  • Открытка к Новому году.
  • Праздничная открытка к 8 Марта..
  • Праздничная открытка к 23 февраля.
  • День весны и труда.

 

Рисование на тему выбранную детьми.

 

9. Итоговое занятие(2 часа)

Итоговые выставки – неотъемлемая часть обучающегося процесса, способствующие развитию у детей инициативы, коммуникативных качеств, ответственности.

 

В соответствии с уровнем дифференциации в практической части задания для

1 группы: задания более простые и выполняются в несколько этапов.

2 группы: задания среднего уровня, с более сложными элементами и цветовой гаммой.

3 группы: задания более сложные по композиции, выполнения в цветовой гамме самостоятельное.

 

Методическое обеспечение программы

 

Методы обучения:

1.Словесный. Его основой является слово, а задача учителя – преподнести информацию учащимся посредством слов. Словесный прием является ведущим в системе обучения, поскольку позволяет передать большой объем информации в минимальный промежуток времени.

2.Объяснительно-иллюстративный. Суть метода в том, что учитель преподносит информацию при помощи комбинированных средств: устного и печатного слова, наглядных и практических материалов.

3.Практический.Данный прием предполагает активную практическую деятельность учащихся.

4.Наглядный. Подразумевает применение в процессе обучения наглядных пособий или других средств, которые отражают суть изучаемых объектов, процессов или явлений.

 

Педагогические технологии:

Игровая технология. Стимулирование обучающихся к учебной деятельности, развитие воображения, расширение кругозора, познавательной деятельности. Применяется в виде художественных викторин проводимых внутри объединения и между группами объединения «Палитра».

Технология коллективного творческого воспитания. Организация  совместных действий, коммуникации, общения, взаимопонимания, взаимопомощи, взаимокоррекции. Применяется в виде конкурсов, мероприятий, выставок проводимых внутри объединения и между группами объединения «Палитра».

Компьютерная технология (ИКТ)Индивидуализация обучения с помощью использования специфических свойств компьютера и обращения к принципиально новым познавательным средствам. Применяется в виде презентаций, видео и слайдов наглядного пособия для учащихся.

 

Формы организации учебного занятия: игры, творческие задания и упражнения, практические задания, конкурсы, беседы, рассказы.

 

 

Алгоритм учебного занятия:

1.Организационный момент (подготовка к занятию)

2.Теоретическая часть. Беседа (знакомство с новой темой)

3.Практическая часть. (самостоятельная работа)

4.Подведение итогов. Анализ пройденного занятия.

 

Литература используемая при составление программы:

 

  1. Тягов Е.А. Путь к творчеству: Авторская программа дополнительного образования  по изобразительному творчеству. - М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003.
  2. Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд».- М.: «Просвещение»,  2007.
  3. Степанчук  З.А. Изобразительное искусство. М., 2009.
  4. Менотти М. Перенимаем секреты знаменитых мастеров. – М., 2010.
  5.  Академический рисунок: курс лекций.-  М. Просвещение.2014

 

Литература используемая при подготовке к занятиям:

 

1. Джульетта Аристид “Уроки классического рисунка”, - Москва: МИФ, 2017

2. Джульетта Аристид “Уроки классической живописи”, - Москва: МИФ,    2017

3. М. Пастуро “История цвета: черный”, - Москва: Новое литературное обозрение, 2017.

4. И. И. Глазунов “Символ и образ в русском декоративно-прикладном искусстве XVII века”, - Москва: 2014.

5.  И. Иттен “Искусство цвета”, Изд. Дмитрий Аронов, 2015.

6.  В. Кандинский “Точка и линия на плоскости”, Азбука, 2015.

7.  И. Иттен “Искусство формы”, Д. Аронов, 2014.

 

Литература для детей и родителей:

 

 

1.Санмигель Давид, Де Хесус Родригез Рамон, Я - художник! Кисти и краски

 2015

2.Д.Горелышев «Простое рисование» МИФ,2017

3. Р. Г. Зуенок, М. Д. Филиппова «Основы рисования для детей» АСТ,2015

4  Г,П,.Шалаева, «Учимся рисовать»АСТ,2015

5. Чиварди Джованни  «Рисование» полное руководтво,МИФ,2015