ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МЭРИ ПОППИНС»
Домодедово, 2023
Дополнительная общеобразовательная программа –
дополнительная общеразвивающая программа
«ПАЛИТРА»
(стартовый уровень)
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ: 7-14 лет
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 144 учебных часа
Автор-составитель:
Фомичева Валерия Валерьевна, педагог
дополнительного образования
Пояснительная записка
Программа «Палитра красок» создана на основе авторской программы по изобразительному творчеству Тягова Е.А. «Путь к творчеству». Программа имеет художественно-эстетическую направленность.
Цель программы – создать условия для раскрытия творческого потенциала ребенка через освоение разносторонних умений в художественной деятельности.
Обучающие задачи:
(основы жанровой композиции, основные законы компоновки предметов на плоскости, основные законы перспективы, цветовое решение, художественные термины).
Воспитательные задачи:
Развивающие задачи:
Принципы программы: доступность, систематичность и последовательность, наглядность
Актуальность программы заключается в то, что методическая система обучения дает возможность использовать силу воздействия различных изобразительных искусств в их комплексе для формирования художественно-эстетической воспитанности личности обучающегося.
Новизна программы состоит в том, что наряду с привычными материалами, используемыми в изобразительном искусстве (мелки, акварель, гуашь) применяются нетрадиционные техники (витраж, марморирование, граттаж, монотопия).
Занятия по изобразительному искусству представляют неиссякаемые возможности для развития личности детей. Встречи с искусством, видение прекрасного в жизни, радость от осознания красоты – все это воздействует на ум, душу ребенка, обогащает его духовный мир.
Адресат программы. В студии занимаются дети от 7 до 14 лет
1-ый год обучения – от 7 до 9 лет
2-ой год обучения – от 8 до 10 лет
3-ий год обучения – от 10 до 14 лет
Каждый из годов обучения своеобразный этап не только освоения теоретических и практических основ изобразительной деятельности, но также этап развития личности ребенка, его творческих способностей. Дети, поступающие впервые, но имеющие способности в изобразительном творчестве, по предъявлению своих работ, могут быть зачислены на второй год обучения.
Занятия 1-го года обучения направлены на развитие умения удивляться многообразию видимого мира, на активизацию наблюдательности, на формирование начальных навыков метафорического мышления – образной активности восприятия, умения пользоваться доступными материалами – карандашом, акварелью, гуашью. Дети знакомятся с правилами компоновки предметов на плоскости, с выразительными возможностями материалов.
На 2-ом году обучения закрепляются знания о жанрах живописи, о линейной и воздушной перспективе. Продолжается овладение выразительными возможностями различных материалов.
3-ий год обучения – завершающий, он закрепляет все полученные представления, знания и умения. Он отличается усложнением аналитической работы учащихся, повышением уровня выполнения заданий (техника, замысел), уровня самостоятельности в выборе сюжета и технике исполнения. Учащиеся сознательно воспринимают такие понятия как единство и равновесие в расположении частей, гармоничное сочетание света, колорит, ритм, построение в рисунке. Ученик самостоятельно и осознанно строит свою картину, раскрывая сюжет, выделяя главное, находя для него наиболее выразительные технические средства.
Программа предполагает включение учащихся в различные виды деятельности: репродуктивную, поисковую, художественную, творческую, познавательную и др.
Принципы программы: доступность, систематичность и последовательность, наглядность.
Объем и срок освоения программы: Программа по изобразительному творчеству рассчитана на 3 года обучения (144 часа в год)
Режим занятий: занятия проводятся два раза в неделю, по 2 учебных часа.
Форма обучения очная.
Программа дает ориентировочное распределение учебных часов, при необходимости могут вноситься изменения.
Программа предусматривает доступные для детей и достаточно разнообразные формы обучения:
На занятиях широко используются наглядные пособия, образцы выставочных работ детей и взрослых, показ слайдов, фрагменты музыкальных произведений.
Ожидаемые результаты
По итогам первого года обучения обучающиеся должны:
4. Уметь пользоваться кистью, красками, карандашом.
5. Наблюдать натуру с целью передачи в рисунке ее особенностей.
6. Полностью использовать лист бумаги для построения композиции.
7. Учитывать взаимное расположение предметов в рисунке, передавать смысловые связи между предметами.
8. Передавать выразительные особенности формы и размеры предметов.
9. Передавать в рисунке на листе бумаги ближние и дальние предметы.
10. Названия основных и составных цветов.
11.Уметь рисовать отдельные элементы зданий и фрагментов городского пейзажа.
12.Уметь передавать в рисунке характерные формы животных, движения,
характер.
13. Уметь строить композицию.
14. Иметь представление о портрете, его видах. Портрет в живописи и литературе.
15. Знать жанр натюрморт, виды натюрмортов.
16. Уметь выполнять натюрморты в различных живописных техниках.
17.Владеть приемами городецкой росписи.
По итогам второго года обучения:
По итогам третьего года обучения:
По итогам 3-х лет обучения по программе «Палитра» обучающиеся приобретут следующие знания и умения:
2. Знания о средствах выразительности:
3. Композиция:
4. Виды художественной деятельности:
5. Уровень развития мыслительной деятельности.
Формы аттестации: промежуточная, итоговая аттестация - викторина
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитическая справка по результатам мониторинга
Материально-техническое обеспечение:
Для проведения занятий по различным направлениям и массовых мероприятий используются соответствующие помещения и материально-техническое оснащение учреждения.
Перечень оборудования учебного помещения и материалы:
- парты,
- стулья,
- доска,
- плотные шторы.
- учебные пособия и таблицы,
- объяснительно-иллюстративный материал,
- изделия народных промыслов,
- репродукции картин,
- натюрмортный фонд.
Перечень технические средства обучения:
- магнитофон; компьютер.
Наглядные пособия, используемые на занятиях педагогом
1. Предметы быта (посуда)
2. Растения (живые цветы, фрукты, ягоды, овощи, ветки деревьев)
3. Репродукции картин, открытки, фотографии
4. Детские работы из фонда студии
5. Презентации
Перечень материалов для обучающихся
9. Пастель-1 уп.
10. Набор гелиевых ручек
Учебный план
1-ый год обучения (144 часа)
от 7 до 9 лет
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1 |
Вводное занятие |
2 |
1 |
1 |
Опрос |
2 |
Архитектура в искусстве. Мой город |
16 |
2 |
14 |
Выставка |
3 |
Природа вокруг нас |
30 |
4 |
26 |
Конкурс рисунков |
4 |
В мире животных. Домашние животные. Обитатели морей. |
18 |
2 |
16 |
Выставка |
5 |
Красота человека в произведениях художников |
10 |
2 |
8 |
Выставка |
6 |
Красота вещей |
32 |
6 |
26 |
Выставка |
7 |
Декоративное рисование |
20 |
4 |
16 |
Конкурс рисунков |
8 |
Свободная тема |
10 |
- |
10 |
Выставка |
9 |
Экскурсии |
4 |
- |
4 |
Беседа |
10 |
Итоговое занятие |
2 |
- |
2 |
Викторина |
|
Итого: |
144 |
21 |
123 |
|
Содержание учебного плана
1-ый год обучения
Темы:
В городе осень.
Церковь.
В парке.
Наш город.
Церковь.
Бабушкин домик.
Моя комната.
Улица.
Теоретическая часть. Беседа. Экскурсия по городу, чтение стихов местных поэтов. Игра «Я Домодедовец».
Практическая часть. Зарисовка отдельных элементов зданий и фрагментов городского пейзажа. Планировка комнаты.
Материалы. Карандаш, гуашь, акварель, восковые мелки и ручки.
Темы:
Теоретическая часть. Беседа о жанрах пейзажа и о средствах художественной выразительности живописи (воздушная перспектива, колорит, линия горизонта. пространство). Просмотр репродукций картин известных художников-пейзажистов.
Практическая часть. Зарисовка деревьев и листочков. Построение композиции. Материалы. Карандаш, гуашь, акварель, восковые мелки и ручки.
Темы:
Теоретическая часть. Просмотр фотографий и изображением животных.
Составление рассказов о животных. Знакомство с анималистическим жанром в искусстве.
Практическая часть. Передача в рисунке характерной формы животных, движения, характер.
Материалы. Карандаш, гуашь, акварель, восковые мелки и ручки.
Темы:
Теоретическая часть. Понятие о портрете. Виды портретов. Портрет в живописи и литературе. Что такое карикатура? Зарисовки.
Практическая часть. Портрет в графике – рисунок. Композиция «Мой двор»
Материалы. Карандаш, гуашь, акварель, восковые мелки и ручки.
Тема:
Теоретическая часть. Натюрморт как один из жанров живописи. Красота окружающих человека вещей. Виды натюрморта.
Практическая часть. Выполнение натюрмортов различных вариантов (предметный, с фруктами и овощами, цветами). Натюрморт в технике «мозаика».
Материалы. Карандаш, гуашь, акварель, восковые мелки и ручки.
Тема:
Теоретическая часть. Беседы о древних народных образах, символике цвета и формы, народном орнаменте, традициях, обрядах, украшении жилища, одежды. Посещение городского музея.
Практическая часть. Зарисовка предметов быта с элементами Городецкой росписи. Материалы. Карандаш, гуашь, акварель, восковые мелки и ручки.
Тема:
Теоретическая часть. Беседа о праздниках и мероприятия проводимых в объединении.
Практическая часть. Рисование на тему выбранную детьми.
Изготовление праздничных открыток, афиши циркового представления.
Материалы. Карандаш, гуашь, акварель, восковые мелки и ручки.
Посещение городского краеведческого музея. Изучение работ художников.
Неотъемлемая часть обучающегося процесса, способствующие развитию у детей инициативы, коммуникативных качеств, ответственности.
Уровни дифференциации.
В зависимости от индивидуальных особенностей учащихся можно разделить на следующие группы:
- в первую группу (слабая) включают учащиеся, имеющих слабую подготовку к изобразительной деятельности. В их работах можно обнаружить грубые ошибки. К этой группе относятся также дети с неразвитым художественным вкусом и творческим воображением.
- во вторую группу (среднюю) включают учащихся, у которых работы не имеют грубых ошибок, но невыразительны. Задачи, поставленные учителем, выполняются не всегда. К этой группе относятся дети со слабо развитым художественным вкусом, творческим воображением.
- третью группу (сильную) составляют дети, имеющие способности, а также некоторые умения и навыки в изобразительной деятельности. Работы детей этой группы интересны композиционно и живописно. Задачи, поставленные учителем, выполняются. Дети любят рисовать на свободные темы, проявляют богатую фантазию.
По каким же ещё принципам распределяются учащиеся в группы:
1. Оригинальный. Заметно стремление передать на рисунках действия (движения) или чувства изображенных персонажей. Темы, сюжеты и отдельные изображения редко встречаются у детей этого возраста. (Сильная группа)
2. Необычный. Замысел редко повторяется на рисунках детей только этой группы. По рисункам заметно стремление передать действие (движение). Тема, сюжет, изображения редко повторяются у других детей. (Средняя группа)
3. Интересный. Замысел повторяется на рисунках других учеников класса, но отдельные изображения передают движение, жестикуляцию, действия, которых нет на рисунках уровня «обычный». (Средняя группа)
4. Обычный. Замысел часто повторяется у нескольких учеников или часто встречается у детей этого возраста. Без словесных пояснений рисунки непонятны. (Слабая группа)
В соответствии с уровнем дифференциации в практической части задания для
1 группы: задания более простые и выполняются в несколько этапов.
2 группы: задания среднего уровня, с более сложными элементами и цветовой гаммой.
3 группы: задания более сложные по композиции, выполнения в цветовой гамме самостоятельное.
Учебный план
2-ой год обучения (144 часа)
от 8 до 10 лет
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1 |
Вводное занятие |
2 |
1 |
1 |
Опрос |
2 |
Архитектура в искусстве. Моя Москва |
10 |
2 |
8 |
Выставка |
3 |
Природа вокруг нас |
30 |
4 |
26 |
Конкурс рисунков |
4 |
В мире животных. Дикие животные |
18 |
2 |
16 |
Выставка |
5 |
Красота человека в произведениях художников |
30 |
6 |
24 |
Выставка |
6 |
Красота вещей |
18 |
2 |
16 |
Выставка |
7 |
Декоративное рисование |
18 |
4 |
14 |
Конкурс рисунков |
8 |
Свободная тема |
12 |
- |
12 |
Выставка |
9 |
Выставки, экскурсии |
4 |
- |
4 |
Беседа |
10 |
Итоговое занятие |
2 |
- |
2 |
Викторина |
|
Итого: |
144 |
21 |
123 |
|
Содержание учебного плана
2-ой год обучения
1. Вводное занятие Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с разными техниками изобразительного искусства. (2 часа)
2.Архитектура в искусстве. (12 часов)
Тема:
Теоретическая часть. Просмотр фотографий с изображением исторических памятников. Знакомство с архитектурой в искусстве. Правила линейной и воздушной перспективы.
Практическая часть. Зарисовка зданий или их фрагментов, мостов, оград, фонарей.
Материалы. Карандаш, гуашь, акварель, восковые мелки и ручки.
3. Природа вокруг нас. (30 часов)
Тема:
Теоретическая часть. Анализ произведений живописи. Подбор стихотворений о природе. Передача настроения посредством цвета. Светотональные отношения. Многоплановый пейзаж. Пейзаж в технике раздельного мазка.
Виды пейзажа: морской. Вечерний. Раскрытие понятий «марина», «колорит».
Практическая часть. Образ осени – осенний пейзаж. Копия работы известного художника- пейзажиста. Времена года.
Материалы. Карандаш, гуашь, акварель, восковые мелки и ручки.
4. В мире животных. Дикие животные. (18 часов)
Темы:
Теоретическая часть. Знакомство с творчеством художников-анималистов. Изучение строения тела, движения животных по фотографиям и репродукциям картин художников.
Практическая часть. Зарисовки животных. Рисуем своего любимца.
Материалы. Карандаш, гуашь, акварель, восковые мелки и ручки.
5. Красота человека в произведениях художников. (30 часов)
Темы:
Теоретическая часть. Беседа о красоте человека (внутренний мир и физическая красота). Анатомия человека. Роль цвета в портрете.
Практическая часть. Портрет в графике. Рисование с натуры конкретного человека. Повседневная жизнь человека Картина-портрет. Пропорции и строение человека. Отдельные зарисовки лица, Портрет с фоном. Семейный портрет.
Материалы. Карандаш, гуашь, акварель, восковые мелки и ручки.
6. Красота вещей. (18 часов)
Темы:
Теоретическая часть. Натюрморт как жанр живописи Виды натюрмортов. Выразительны способности натюрморта. Освещение. Свет и тень. Практическая часть. Картина-натюрморт. Постановка и выполнение натюрмортов различных видов.
Материалы. Карандаш, гуашь, акварель, восковые мелки и ручки.
7. Декоративное творчество. (18 часов)
Темы:
Практическая часть. Разнообразие видов декоративно-прикладного творчества. Беседы о древних народных образах, символике цвета и формы, народном орнаменте, традициях, обрядах, украшении жилища, одежды.
Практическая часть. Роспись заготовок предметов быта (деревянные ложки, разделочные доски, и т.д.).Искусство Жостова, Гжели, Городца, Палеха..
Материалы. Карандаш, гуашь, акварель, восковые мелки и ручки.
8 Свободная тема. (12 часов)
Темы:
Теоретическая часть. Беседа о праздниках и мероприятия проводимых в объединении.
Практическая часть. Рисование на тему выбранную детьми.
Изготовление праздничных открыток, афиши циркового представления.
Материалы. Карандаш, гуашь, акварель, восковые мелки и ручки.
9. Выставки. (4 часа)
Итоговые выставки – неотъемлемая часть обучающегося процесса, способствующие развитию у детей инициативы, коммуникативных качеств, ответственности.
Итоговые выставки – неотъемлемая часть обучающегося процесса, способствующие развитию у детей инициативы, коммуникативных качеств, ответственности.
В соответствии с уровнем дифференциации в практической части задания для
1 группы: задания более простые и выполняются в несколько этапов.
2 группы: задания среднего уровня, с более сложными элементами и цветовой гаммой.
3 группы: задания более сложные по композиции, выполнения в цветовой гамме самостоятельное.
Учебный план
3-ий год обучения (144 часа)
от 10 до 14 лет
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1 |
Вводное занятие |
2 |
1 |
1 |
Опрос |
2 |
Архитектура в искусстве. Мой город |
8 |
2 |
6 |
Выставка |
3 |
Природа вокруг нас |
32 |
4 |
28 |
Конкурс рисунков |
4 |
В мире животных. Домашние животные. Обитатели морей. |
18 |
2 |
16 |
Выставка |
5 |
Красота человека в произведениях художников |
30 |
6 |
24 |
Выставка |
6 |
Красота вещей |
18 |
2 |
16 |
Выставка |
7 |
Декоративное рисование |
18 |
4 |
14 |
Конкурс рисунков |
8 |
Свободная тема |
12 |
- |
12 |
Выставка |
9 |
Итоговое занятие |
2 |
- |
2 |
Викторина |
|
Итого: |
144 |
21 |
123 |
|
Содержание программы
3-ий год обучения
Темы:
Теоретическая часть. Обзор городов и исторических памятников нашей страны, просмотр иллюстраций, фотографий. Знакомство с древними городами и архитектурными памятниками (Псков, Новгород, Суздаль, Владимир) Доклад на тему «Древний русский город» по выбору учащихся.
Практическая часть. Коллективная работа «Древний русский город»
Материалы. Карандаш, гуашь, акварель, восковые мелки и ручки.
Темы:
Теоретическая часть. Природа – удивительное царство красоты. Образ березы в искусстве. Береза – символ России. Образ моря – художники маринисты.
Практическая часть. Выход на пленэр. Работа по представлению. Разные виды пейзажей.
Материалы. Карандаш, гуашь, акварель, восковые мелки и ручки.
Темы:
Теоретическая часть. Животные и птицы в жизни людей. Просмотр видеофильмов, фотографий. Изучение повадок животных. Передача в рисунке пропорций, очертаний, общего пространственного расположения, цвета.
Практическая часть. Рисование животных и птиц
Материалы. Карандаш, гуашь, акварель, восковые мелки и ручки.
Темы:
Теоретическая часть. Беседа о красоте человека (внутренний мир и физическая красота). Анатомия человека.
Практическая часть. Портрет в графике. Рисование с натуры конкретного человека. Повседневная жизнь человека. Композиция «Мама вернулась с работы»
Материалы. Карандаш, гуашь, акварель, восковые мелки и ручки.
Темы:
Теоретическая часть. Предметная среда как особое пространство человека. Практическая часть. Постановка и выполнение натюрмортов различных видов. Натюрморт в графике.
Материалы. Карандаш, гуашь, акварель, восковые мелки и ручки.
Темы:
Теоретическая часть. Витраж – один из видов декоративного искусства. Различные техники выполнения витража.
Практическая часть. Выполнение рисунка на стекле. Декоративный орнамент. Рисование цветов и птиц.
Материалы. Карандаш, гуашь, акварель, восковые мелки и ручки.
Темы:
Рисование на тему выбранную детьми.
9. Итоговое занятие(2 часа)
Итоговые выставки – неотъемлемая часть обучающегося процесса, способствующие развитию у детей инициативы, коммуникативных качеств, ответственности.
В соответствии с уровнем дифференциации в практической части задания для
1 группы: задания более простые и выполняются в несколько этапов.
2 группы: задания среднего уровня, с более сложными элементами и цветовой гаммой.
3 группы: задания более сложные по композиции, выполнения в цветовой гамме самостоятельное.
Методическое обеспечение программы
Методы обучения:
1.Словесный. Его основой является слово, а задача учителя – преподнести информацию учащимся посредством слов. Словесный прием является ведущим в системе обучения, поскольку позволяет передать большой объем информации в минимальный промежуток времени.
2.Объяснительно-иллюстративный. Суть метода в том, что учитель преподносит информацию при помощи комбинированных средств: устного и печатного слова, наглядных и практических материалов.
3.Практический.Данный прием предполагает активную практическую деятельность учащихся.
4.Наглядный. Подразумевает применение в процессе обучения наглядных пособий или других средств, которые отражают суть изучаемых объектов, процессов или явлений.
Педагогические технологии:
Игровая технология. Стимулирование обучающихся к учебной деятельности, развитие воображения, расширение кругозора, познавательной деятельности. Применяется в виде художественных викторин проводимых внутри объединения и между группами объединения «Палитра».
Технология коллективного творческого воспитания. Организация совместных действий, коммуникации, общения, взаимопонимания, взаимопомощи, взаимокоррекции. Применяется в виде конкурсов, мероприятий, выставок проводимых внутри объединения и между группами объединения «Палитра».
Компьютерная технология (ИКТ)Индивидуализация обучения с помощью использования специфических свойств компьютера и обращения к принципиально новым познавательным средствам. Применяется в виде презентаций, видео и слайдов наглядного пособия для учащихся.
Формы организации учебного занятия: игры, творческие задания и упражнения, практические задания, конкурсы, беседы, рассказы.
Алгоритм учебного занятия:
1.Организационный момент (подготовка к занятию)
2.Теоретическая часть. Беседа (знакомство с новой темой)
3.Практическая часть. (самостоятельная работа)
4.Подведение итогов. Анализ пройденного занятия.
Литература используемая при составление программы:
Литература используемая при подготовке к занятиям:
1. Джульетта Аристид “Уроки классического рисунка”, - Москва: МИФ, 2017
2. Джульетта Аристид “Уроки классической живописи”, - Москва: МИФ, 2017
3. М. Пастуро “История цвета: черный”, - Москва: Новое литературное обозрение, 2017.
4. И. И. Глазунов “Символ и образ в русском декоративно-прикладном искусстве XVII века”, - Москва: 2014.
5. И. Иттен “Искусство цвета”, Изд. Дмитрий Аронов, 2015.
6. В. Кандинский “Точка и линия на плоскости”, Азбука, 2015.
7. И. Иттен “Искусство формы”, Д. Аронов, 2014.
Литература для детей и родителей:
1.Санмигель Давид, Де Хесус Родригез Рамон, Я - художник! Кисти и краски
2015
2.Д.Горелышев «Простое рисование» МИФ,2017
3. Р. Г. Зуенок, М. Д. Филиппова «Основы рисования для детей» АСТ,2015
4 Г,П,.Шалаева, «Учимся рисовать»АСТ,2015
5. Чиварди Джованни «Рисование» полное руководтво,МИФ,2015