Дополнительная общеразвивающая программа "Палитра"

ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «МЭРИ ПОППИНС»

Домодедово, 2023

 

 

 

 

 

Дополнительная общеразвивающая программа

Художественной студии

«ПАЛИТРА»

(стартовый уровень)

 

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ: 7-14 лет

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 144 учебных часа

 

 

 

 

                                                                               Автор-составитель:

Фомичева Валерия Валерьевна, педагог

                                                                 дополнительного образования

 

 

 

 

 

                                          

Пояснительная записка

 

         Программа «Палитра красок» создана на основе авторской программы по изобразительному творчеству Тягова Е.А. «Путь к творчеству». Программа имеет художественно-эстетическую направленность.                                                  

Цель программы – создать условия для раскрытия творческого потенциала ребенка через освоение разносторонних умений в художественной деятельности.

Обучающие задачи:

  • Формирование специальных знаний по предмету

   (основы жанровой композиции, основные законы компоновки предметов на  плоскости, основные законы перспективы, цветовое решение, художественные термины).

  • Приобретение технических знаний, умений и навыков, необходимых для   творческого процесса в изобразительном творчестве.
  • Формирование основных живописных и графических приемов работы художественными материалами.

 Воспитательные задачи:

  • Приобщение детей к общечеловеческим        ценностям, истокам русской  культуры.
  • Формирование художественного вкуса, способности видеть и                                    чувствовать красоту и гармонию.
  • Воспитание интереса и любви к искусству и изобразительной деятельности;
  • Формирования нравственно-личностных качеств

 Развивающие задачи:

  • Развитие творческих способностей, пространственного мышления, образного восприятия и воображения.
  •  Расширение ассоциативных возможностей мышления, развитие творческого  потенциала личности.

Принципы программы: доступность, систематичность и последовательность, наглядность

   Актуальность программы заключается в то, что методическая система обучения дает возможность использовать силу воздействия различных изобразительных искусств в их комплексе для формирования художественно-эстетической воспитанности личности обучающегося.

   Новизна программы состоит в том, что наряду с привычными материалами, используемыми в изобразительном искусстве (мелки, акварель, гуашь) применяются нетрадиционные техники (витраж, марморирование, граттаж, монотопия).

         Занятия по изобразительному искусству представляют неиссякаемые возможности для развития личности детей. Встречи с искусством, видение прекрасного в жизни, радость от осознания красоты – все это воздействует на ум, душу ребенка, обогащает его духовный мир.

Адресат программы. В студии занимаются дети от 7 до 14 лет

1-ый год обучения – от 7 до 9 лет

2-ой год обучения – от 8 до 10 лет

3-ий год обучения – от 10 до 14 лет

Каждый из годов обучения своеобразный этап не только освоения теоретических и практических основ изобразительной деятельности, но также этап развития личности ребенка, его творческих способностей. Дети, поступающие впервые, но имеющие способности в изобразительном творчестве, по предъявлению своих работ, могут быть зачислены на второй год обучения.

         Занятия 1-го года обучения направлены на развитие умения удивляться многообразию видимого мира, на активизацию наблюдательности, на формирование начальных навыков метафорического мышления – образной активности восприятия, умения пользоваться доступными материалами – карандашом, акварелью, гуашью. Дети знакомятся с правилами компоновки предметов на плоскости, с выразительными возможностями материалов.

         На 2-ом году обучения закрепляются знания о жанрах живописи, о линейной и воздушной перспективе. Продолжается овладение выразительными возможностями различных материалов.

3-ий год обучения – завершающий, он закрепляет все полученные представления, знания и умения. Он отличается усложнением аналитической работы учащихся, повышением уровня выполнения заданий (техника, замысел), уровня самостоятельности в выборе сюжета и технике исполнения. Учащиеся сознательно воспринимают такие понятия как единство и равновесие в расположении частей, гармоничное сочетание света, колорит, ритм, построение в рисунке. Ученик самостоятельно и осознанно строит свою картину, раскрывая сюжет, выделяя главное, находя для него наиболее выразительные технические средства.

          Программа предполагает включение учащихся в различные виды деятельности: репродуктивную, поисковую, художественную, творческую, познавательную и др.

 

 

Принципы программы: доступность, систематичность и последовательность, наглядность.

 Объем и срок освоения программы: Программа по изобразительному творчеству рассчитана на 3 года обучения (144 часа в год)

Режим занятий: занятия проводятся два раза в неделю, по 2 учебных часа.

Форма обучения очная.

Программа дает ориентировочное распределение учебных часов, при необходимости могут вноситься изменения.

          Программа предусматривает доступные для детей и достаточно разнообразные формы обучения:

  1. Рисование с натуры
  2. Рисование по представлению
  3. Работа с художественной и научно-популярной литературой
  4. Использование репродукций картин известных художников
  5. Беседы.
  6. Экскурсии.
  7. Участие в конкурсах,
  8. Оформление выставок.
  9. Игры, викторины.

На занятиях широко используются наглядные пособия, образцы выставочных работ детей и взрослых, показ слайдов, фрагменты музыкальных произведений.

 

Ожидаемые результаты

 

По итогам первого года обучения обучающиеся должны:

 

  1. Иметь представление о художниках, чье творчество связано с природой (И. Шишкин, И. Айвазовский, И. Левитан, Н. Рериха, и т.д.)
  2. Знать жанры изобразительного искусства.
  3. Знать особенности архитектуры своего города.
  4. Знать основные особенности декоративного искусства.

4.  Уметь пользоваться кистью, красками, карандашом.

5.  Наблюдать натуру с целью передачи в рисунке ее особенностей.

6.  Полностью использовать лист бумаги для построения композиции.

7.  Учитывать взаимное расположение предметов в рисунке, передавать смысловые связи между предметами.

8.  Передавать выразительные особенности формы и размеры предметов.

9.  Передавать в рисунке на листе бумаги ближние и дальние предметы.

10. Названия основных и составных цветов.

11.Уметь рисовать отдельные элементы зданий и фрагментов городского пейзажа.

12.Уметь  передавать  в рисунке характерные  формы животных, движения,       

      характер.

13.  Уметь строить композицию.

14.  Иметь представление о портрете, его видах. Портрет в живописи и литературе.

15. Знать жанр натюрморт, виды натюрмортов.

16. Уметь выполнять натюрморты в различных живописных техниках.

17.Владеть приемами  городецкой росписи.

По итогам второго года обучения:

  1. Уметь делать по наблюдению с натуры зарисовки отдельных предметов.
  2. Знать выразительные способы натюрморта.
  3. Изображать в натюрморте свет, тень ,полутень.
  4. Уметь выполнять натюрморты в графике.
  5. Цветом передавать пространственные планы (передний, средний, дальний).
  6. Изображать природу и постройки, передавать их расположение в пространстве.
  7. Уметь передавать передний план через цветы.
  8. Использовать в пейзажах светотональные отношения.
  9. Изображать фигуру человека, передавать характер движения.
  10. Знать роль цвета в портрете.
  11. Знать пропорции человека.
  12. Уметь рисовать портреты.
  13. Передавать свое отношение к изображаемым событиям, используя возможности композиции, рисунка, цвета.
  14. Знать искусство Жостово, Гжели, Городца, уметь применять их на листе.
  15. Знать о взаимосвязи формы, конструкции и декора в произведениях декоративно-прикладного искусства;
  16. Вести работу поисковую работу по поводу репродукций, рассказов об искусстве.
  17. Уметь работать в  технике «монотопия»

 

По итогам третьего года обучения:

 

  1. Применять технические умения и навыки.
  2. Знать линейную и воздушную перспективу.
  3. Уметь рисовать элементы зданий.
  4. Знать виды пейзажей.
  5. Уметь рисовать пейзаж в различных техниках.
  6. Знать художников маринистов, их творчество.
  7. Уметь передавать в рисунке пропорций, очертания, общего пространственного расположения, цвета.
  8. Уметь рисовать животный мир.
  9. Знания о средствах выразительности.
  10. Уметь строить композиция.
  11. Знать виды художественной деятельности.
  12. Знать анатомию человека.
  13. Уметь рисовать фигуру человека.
  14. Знать виды натюрмортов.
  15. Знать что такое витраж и уметь его выполнять.
  16. Уметь работать в технике  монотопия.
  17. Знать что такое марморирование и уметь в этой технике выполнять работы.

 

 

По итогам 3-х лет обучения по программе «Палитра» обучающиеся приобретут следующие знания и умения:

  1. Технические знания и умения:
  • Работая карандашом: умение использовать линии с различным нажимом, пятна, штриховку для создания выразительной композиции.
  • Работая акварелью: применение различных приемов – вливание цвета в цвет, растяжение цвета, лессировка, по сырому.
  • Работая гуашью: использование различных способов наложения цветового пятна.

 

2. Знания о средствах выразительности:

  • Цвет: умение использовать цвет для передачи настроения, состояния выделения главного.
  • Линия: использование различных по характеру линий для передачи выразительности образа.
  • Контраст: использование цветового и тонового контрастов, контрастов величин.
  • Колорит: гармоничное сочетание, взаимосвязь.

 

3. Композиция:

  • Владение средствами выразительности: самостоятельный выбор совокупности выразительных средств.
  • Смысловая связь элементов: изображение предметов в логической взаимосвязи.
  • Передача пространственного положения объектов: владение знаниями о воздушной и линейной перспективе. Выбор точки зрения.

 

4. Виды художественной деятельности:

  • «Рисование с натуры»: передача характерных особенностей, локального цвета предмета, его изменений на свету, в полутени, в тени.
  • Рисование на темы: самостоятельность, оригинальное композиционное решение. Самостоятельный выбор совокупности выразительных средств.
  • Декоративное рисование: умение создавать декоративный образ. Зрительное равновесие цвета и формы.

 

5. Уровень развития мыслительной деятельности.

  • Образное мышление: создание ярких выразительных образов.
  • Воображение: творческая активность, фантазия. Создание оригинальных образов

 

Формы аттестации: промежуточная, итоговая  аттестация - викторина

 

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитическая справка по результатам мониторинга

 

Материально-техническое обеспечение:

Для проведения занятий по различным направлениям и массовых мероприятий используются соответствующие помещения и материально-техническое оснащение учреждения.

Перечень оборудования учебного помещения и материалы:

-        парты,

-        стулья,

-        доска,

-        плотные шторы.

-        учебные пособия и таблицы,

-        объяснительно-иллюстративный материал,

-        изделия народных промыслов,

-        репродукции картин,

-        натюрмортный фонд.

 

Перечень технические средства обучения:

-       магнитофон; компьютер.

 

Наглядные пособия, используемые на занятиях педагогом

 

         1.        Предметы быта  (посуда)     

         2.          Растения (живые цветы, фрукты, ягоды, овощи, ветки деревьев)

         3.         Репродукции картин, открытки, фотографии

         4.         Детские работы из фонда студии

         5.         Презентации

 

Перечень материалов для обучающихся

  1. Папка для рисования – 1 шт.
  2. Папка для акварели – 1 шт.
  3. Краски акварель – 1 кор.
  4. Краски гуашь – 1 кор.
  5. Кисти «Белка» - по 1 шт.
  6. Карандаши простые М, 2М – по 2 шт.
  7. Ластик – 2 шт.
  8. Палитра

             9.       Пастель-1 уп.

            10.      Набор гелиевых ручек