ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МЭРИ ПОППИНС»
Домодедово, 2023
Дополнительная общеразвивающая программа
Художественной студии
«ПАЛИТРА»
(стартовый уровень)
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ: 7-14 лет
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 144 учебных часа
Автор-составитель:
Фомичева Валерия Валерьевна, педагог
дополнительного образования
Пояснительная записка
Программа «Палитра красок» создана на основе авторской программы по изобразительному творчеству Тягова Е.А. «Путь к творчеству». Программа имеет художественно-эстетическую направленность.
Цель программы – создать условия для раскрытия творческого потенциала ребенка через освоение разносторонних умений в художественной деятельности.
Обучающие задачи:
(основы жанровой композиции, основные законы компоновки предметов на плоскости, основные законы перспективы, цветовое решение, художественные термины).
Воспитательные задачи:
Развивающие задачи:
Принципы программы: доступность, систематичность и последовательность, наглядность
Актуальность программы заключается в то, что методическая система обучения дает возможность использовать силу воздействия различных изобразительных искусств в их комплексе для формирования художественно-эстетической воспитанности личности обучающегося.
Новизна программы состоит в том, что наряду с привычными материалами, используемыми в изобразительном искусстве (мелки, акварель, гуашь) применяются нетрадиционные техники (витраж, марморирование, граттаж, монотопия).
Занятия по изобразительному искусству представляют неиссякаемые возможности для развития личности детей. Встречи с искусством, видение прекрасного в жизни, радость от осознания красоты – все это воздействует на ум, душу ребенка, обогащает его духовный мир.
Адресат программы. В студии занимаются дети от 7 до 14 лет
1-ый год обучения – от 7 до 9 лет
2-ой год обучения – от 8 до 10 лет
3-ий год обучения – от 10 до 14 лет
Каждый из годов обучения своеобразный этап не только освоения теоретических и практических основ изобразительной деятельности, но также этап развития личности ребенка, его творческих способностей. Дети, поступающие впервые, но имеющие способности в изобразительном творчестве, по предъявлению своих работ, могут быть зачислены на второй год обучения.
Занятия 1-го года обучения направлены на развитие умения удивляться многообразию видимого мира, на активизацию наблюдательности, на формирование начальных навыков метафорического мышления – образной активности восприятия, умения пользоваться доступными материалами – карандашом, акварелью, гуашью. Дети знакомятся с правилами компоновки предметов на плоскости, с выразительными возможностями материалов.
На 2-ом году обучения закрепляются знания о жанрах живописи, о линейной и воздушной перспективе. Продолжается овладение выразительными возможностями различных материалов.
3-ий год обучения – завершающий, он закрепляет все полученные представления, знания и умения. Он отличается усложнением аналитической работы учащихся, повышением уровня выполнения заданий (техника, замысел), уровня самостоятельности в выборе сюжета и технике исполнения. Учащиеся сознательно воспринимают такие понятия как единство и равновесие в расположении частей, гармоничное сочетание света, колорит, ритм, построение в рисунке. Ученик самостоятельно и осознанно строит свою картину, раскрывая сюжет, выделяя главное, находя для него наиболее выразительные технические средства.
Программа предполагает включение учащихся в различные виды деятельности: репродуктивную, поисковую, художественную, творческую, познавательную и др.
Принципы программы: доступность, систематичность и последовательность, наглядность.
Объем и срок освоения программы: Программа по изобразительному творчеству рассчитана на 3 года обучения (144 часа в год)
Режим занятий: занятия проводятся два раза в неделю, по 2 учебных часа.
Форма обучения очная.
Программа дает ориентировочное распределение учебных часов, при необходимости могут вноситься изменения.
Программа предусматривает доступные для детей и достаточно разнообразные формы обучения:
На занятиях широко используются наглядные пособия, образцы выставочных работ детей и взрослых, показ слайдов, фрагменты музыкальных произведений.
Ожидаемые результаты
По итогам первого года обучения обучающиеся должны:
4. Уметь пользоваться кистью, красками, карандашом.
5. Наблюдать натуру с целью передачи в рисунке ее особенностей.
6. Полностью использовать лист бумаги для построения композиции.
7. Учитывать взаимное расположение предметов в рисунке, передавать смысловые связи между предметами.
8. Передавать выразительные особенности формы и размеры предметов.
9. Передавать в рисунке на листе бумаги ближние и дальние предметы.
10. Названия основных и составных цветов.
11.Уметь рисовать отдельные элементы зданий и фрагментов городского пейзажа.
12.Уметь передавать в рисунке характерные формы животных, движения,
характер.
13. Уметь строить композицию.
14. Иметь представление о портрете, его видах. Портрет в живописи и литературе.
15. Знать жанр натюрморт, виды натюрмортов.
16. Уметь выполнять натюрморты в различных живописных техниках.
17.Владеть приемами городецкой росписи.
По итогам второго года обучения:
По итогам третьего года обучения:
По итогам 3-х лет обучения по программе «Палитра» обучающиеся приобретут следующие знания и умения:
2. Знания о средствах выразительности:
3. Композиция:
4. Виды художественной деятельности:
5. Уровень развития мыслительной деятельности.
Формы аттестации: промежуточная, итоговая аттестация - викторина
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитическая справка по результатам мониторинга
Материально-техническое обеспечение:
Для проведения занятий по различным направлениям и массовых мероприятий используются соответствующие помещения и материально-техническое оснащение учреждения.
Перечень оборудования учебного помещения и материалы:
- парты,
- стулья,
- доска,
- плотные шторы.
- учебные пособия и таблицы,
- объяснительно-иллюстративный материал,
- изделия народных промыслов,
- репродукции картин,
- натюрмортный фонд.
Перечень технические средства обучения:
- магнитофон; компьютер.
Наглядные пособия, используемые на занятиях педагогом
1. Предметы быта (посуда)
2. Растения (живые цветы, фрукты, ягоды, овощи, ветки деревьев)
3. Репродукции картин, открытки, фотографии
4. Детские работы из фонда студии
5. Презентации
Перечень материалов для обучающихся
9. Пастель-1 уп.
10. Набор гелиевых ручек